Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
21:07 

yo-zhin

Дочитал Абнеттовского "Эйзенхорна".

Как и предыдущая трилогия о Рейвеноре - читалась на одном дыхании, несмотря на объем. На самом деле имеется ввиду предыдущая прочитанная мной. Так как хронологически все наоборот, это я не в том порядке читаю :) Эмоций было опять таки много, как и от "предыдущей" книги. И по мелочи, и глобльных. Глобальных, как резня на Трациан Примарис. С моей фантазией и таким ярким восприятием мира по ту сторону страниц, как будто я сам там нахожусь, а не наблюдаю со стороны, масштабы трагедии поначалу вогнали меня в тотальный ступор. Но даже не эта трагедия стала самой главной головомойкой для меня.

Больше всего меня заставил понервничать главный герой - Эйзенхорн, собственной персоной. Видимо такой у меня прикол, воевать с абнеттовскими главгероями) Нет, тут не та же история, что в прошлый раз. С отсутствием сомнений, силой характера и непоколебимым упорством в достижении целей у инквизитора Эйзенхорна все в порядке. Но его методы! О майн готт) Сначала я просто мысленно скрежетал зубами, пытался войти в его положение, понять. Потом, когда наш герой подкидывал все новые и новые сюрпризы, в какой то момент мой мозг вскипел и убежал через край черепной коробки. Мысли вырвались из ограниченного пространства, стали шире и объемнее, распространились с конкретных вещей - Эйзенхорна и событий книги - на уже и мой мир и окружающие меня вещи. И я заметил, что весь этот когнитивный диссонанс существует не только в книге, но и в моем мире. Что все вопросы, доводящие мой мозг до точки кипения, скорее риторические, и вряд ли имеют однозначные ответы. Ответы скорее всего будут зависеть от субъективного отношения каждого отдельнго взятого человека к предмету этих вопросов.

А вопросы такие.

Действительно ли добро должно быть с кулаками? Действительно ли мы имеем право применять насилие, чтобы остановить другое насилие? Насколько "злыми" и нетерпимыми мы должны быть по отношению к злу других? Какие жертвы мы можем себе позволить принести в служении справедливости и высшему благу? Если вдруг я решу, что ответ любому злу должен быть пропорциональным, типа око за око, зуб за зуб, как тогда я могу отличить, кто из нас на самом деле представляет злую сторону, а кто борется за добро - я или мой враг? По принципу "злой тот, кто первый начал зло"? Сомнительный принцип, к тому же в жизни почти всегда не работающий. В жизни часто не разберешься, какие действия были первопричиной конфликта. Зато очень часто бывает ситуация, что одни мстят за то, что сделали вторые, которые мстят за проступки третьих, которые не могли смириться с бесчинствами четвертых, бла бла бла...

В плане самоопределения, "злой" ты или наоборот, и у Эйзенхорна в мыслях проскакивает зерно сомнений. Но он эти мысли отметает, свято веря в свою чистоту побуждений, в свое служение Императору. И вот тут происходит до того офигетительный момент, который до мурашек меня пробрал. Собственно тогда мой котелок и вскипел со свистом, и вопросы уже перестали быть простыми вопросами, на которые можно найти ответ. Это момент, когда Эйзенхорн отправляет в небытие лютого злодея, свехнутого негодяя, и при этом бывшего коллегу-инквизитора Квиксоса. Прежде чем отправиться в мир иной, Квиксос нехило так негодует, какого черта тут приперлись всякие, выдвигают ему обвинения, приговаривают к казни, и другими способами мешают его священной инквизиторской работе. Он, мол, стоит уже на пороге великих свершений, объявил бой самому Варпу со всеми его демонами, и определенно намерен этот бой выиграть. То есть он свято верит, что продолжает служить высшему благу и Императору, несмотря на толпы загубленных жизней, создание вокруг себя целого адъского культа и призывы себе в помощь тех самых демонов, с которыми он вроде бы борется. Эйзенхорн и компания конечно ему втолковывают, что он не прав, и обрывают его еретическую деятельность. После этого Эйзенхорн умыкивает себе у изничтоженного Квиксоса еретическую книжку зла, а заодно и демона. Для дальнейшего практического применения. Wait, oh shi! Кто же из них "злой"? Должен ли я сочувствовать Эйзенхорну только из за того, что он главный герой повествования, и вроде бы приводит вполне логичные аргументы, что если бы он не сделал так, то было бы хуже? И из за того, что он конечно понимает всю черноту своих поступков, терзается этим, и вызывает этим сочувствие?

Я не буду отвечать на все эти вопросы. С одной стороны потому, что на многие у меня нет однозначных ответов. С другой - я думаю на все эти вопросы если и найдется ответ, то найти его должен каждый для себя сам. И скорее всего этот ответ не совпадет с ответами многих других.

Конечно, чисто по человечески я понимаю Эйзенхорна. Вряд ли у него был другой выбор. Не факт, что на его месте я бы поступил как то иначе. Да и с точки зрения логики у него тоже все в порядке. Присвоенная книжка и демон в дальнейшем ему пригодились для борьбы с еще большим злом. Да, и он по пути не остался безгрешен, сгубил энное количество ни в чем неповинных душ. Но это вроде бы мелочи по сравнению с победами, одержанными им. Боевые потери так сказать. Нет, я не пытаюсь заклеймить главного героя, и показать, что он негодяй. Я лишь хотел сказать, что испытываю нехилые противоречия. В конце концов, я испытываю симпатию к Эйзенхорну. Но тут же, через пару страниц, к симпатии прибавляется возмущение.

Вот с каким чувством у меня точно нет сомнений - так это с глубоким чувством благодарности. И Эйзенхорну, и всей его команде, и лично Дену Абнетту за эту трилогию. Потому что, черт возьми, именно такие книги я и люблю больше всего! Именно такие книги надолго остаются в памяти. Не книги с героями и миром, вызывающими восхищение и упоение. Такие книги неплохо поднимают настроение, создают на время ощущение "розовых очков", но потом быстро забываются, как красивый сон. А остаются вот такие книги, которые вызывают внутреннюю борьбу. Которые заставляют нравственные принципы - возмущаться, черепушку - думать, зубы - скрипеть)) В общем, давно не получал такого удовольствия от прочтения! Неспроста ж я тут нафлудил на эту тему столько, что практически на трилогию тоже потянет :gigi: И, чую, вся эта головомойка, весь этот рой вопросов еще не скоро меня оставит.

Вот кстати вам еще парочка вопросов, вместо эпилога. Должны ли мы убийц приговаривать к смерти? И, если да, не станем ли мы после этого убийцами сами? Рекурсия детектед!

@темы: чтиво

URL
Комментарии
2014-06-27 в 17:34 

Травка
Эстетика. Самосознание. Гибель.
Щитаю, всё очень ситуативно.
Со вторым прочтением Эйзенхорна я сразу задалась вопросом, какого хрена ты стал тем, кого только что грохнул с таким трудом? Пленить демона? Кажется, это вот нихрена не инквизиторские делишки. Причем, что мне бросилось в глаза, так это провокация Черубаэлюшки: сейчас ты мне сделаешь огромный подарок. Свободу. И это такой: а вот хрен тебе. Сиди на цепи в моей власти. Хмм :hmm:
Не помню, что было у Рейвенора, потому, что не перечитывала его, да и меньше про него понравилось, чем про его учителя. Ибо, согласись, приятнее, понятнее читать про человека о двух ногах, руках и голове, чем о сайко-кресле, дух в котором вселяется во всех подряд. Он, конечно, дорожит телами, но не особенно. Я уже считаю это своего рода насилием над людьми.
Но, конечно, если бы Рейви остался цел и невредим, и красавчиком, каким его описывает Абнетт словами Эзи, и нёс возмездие во имя луны Императора, это было бы совсем банально.
Возвращаясь к вопросам, повторюсь, что всё зависит от ситуации.

Единственное, что я бы отменила смертную казнь. Уж не знаю, говорят ли во мне христианские убеждения, но отнимать жизнь у других людей, мне кажется, люди не в праве. Я бы отправляла их в клетки на орбитальную станцию. Какую-нибудь далёкую орбитальную станцию.
Другой вопрос, что со смертной казнью жизнь в этом мире кажется целостной, потому, что люди любят драму.

2014-06-28 в 08:47 

yo-zhin
Травка, не, Рейвенор в виде кресла лично мной воспринимался нормально. И его управление другими людьми тоже. Меня у него маленько сквикали его эмоции. Да, ему по долгу службы приходится "юзать тела" других людей, из за чего ему потом неудобно, он смущается. Еще он довольно часто подвержен сомнениям. И, блин, ревности! Какого фига ты ревнуешь своего практически друга к тян, которая просто похожа на свою бывшую тян, да еще к тому же в ситуацими, когда ты уже не красавчик, а кресло! Причем он ревновал нехило так, и это по моему мешало ему сосредоточиться нормально на работе. Кароче, как я писал в постике после прочтения книжки, мне в Рейвеноре немного не понравилось то, что для инквизитора с его серьезными задачами, он чересчур подвержен обычным человеческим эмоциям.

А вот "радикализм" Рейвенора в полную силу проявляется не в книгах собственно о нем) Там есть мельком упоминания о том, у кого он учился, и имеется ввиду не Эйзенхорн. Но так как они мельком, и просто упоминания, на них внимание не заостряешь. А сами эти события, сами его отношения с эльдарами, описаны как раз в обсуждаемой книжке про Эйзенхорна. И это меня тоже немного задело - как Рейвенор, учившийся у пуританина, (а до побоища на Трациан Примарис Эйзенхорна можно назвать пуританином - если он чего то такое непортебное уже и делал, то знал об этом пока он один), так быстро скалился в радикализм и связался с эльдарами.

Да, что один что второй конечно одерживают серьезные победы, и можно сказать, что цели оправдывают средства. Но у меня просто ощущается нехилый контраст от последних книжек. Вот есть Эйзенхорн, он натворил темных делишек, понимет, что это плохо, но при этом думает, что так нужно во имя служения благим целям, и упорно скрывается от суда, по пути еще успев прикончить пару ненужных невинных свидетелей. И вот есть космодесантники Ультрамара, которые тоже на благо победы в бою отступили от кодекса. Но позже полностью осознали свою вину, осознали, что если все космодесантники начнут вольнодумничать, то белиберда получится. Что их сила в дисциплине. По итогу они на суде отказались от защиты со словами, что не защита им нужна, а наказание, ну и собсно получили сполна.

И я опять таки не буду говорить, что какой то из этих вариантов правильный и нравится мне больше. Просто сам факт таких диаметрально противоположных характеров, такого разного понимания своего долга, заставляет меня пошевелить мозгами))

URL
2014-06-28 в 14:53 

Травка
Эстетика. Самосознание. Гибель.
ему по долгу службы приходится "юзать тела" других людей, из за чего ему потом неудобно, он смущается
Ага. Вот. Представь себе, ты работаешь лет десять, и лет десять тебе приходится по долгу службы надевать тела. Ну через десять то лет уже, наверное, можно прекратить смущаться, напирмер. Или найти какой-то другой способ решить проблему. Ну потому, что смущение, как и ревность, тоже ни капельки не помогает трезвости мыслей, которая необходима сотруднику подобной службы.

А чего там про Ультрамаринов? Где это было?

2014-06-28 в 15:06 

шумный город для синей кошки
Только Сонми есть и восток, и запад, и компас, и атлас. Единственный атлас облаков.
Какие жертвы мы можем себе позволить принести в служении справедливости и высшему благу?

как тогда я могу отличить, кто из нас на самом деле представляет злую сторону, а кто борется за добро - я или мой враг?

Разница между богами и демонами заключается в том, на чьей стороне ты находишься в данный момент. (с)
Можно любую свою личную цель объявить служением высшему благу, приписать ей любые демагогические идеалы, и с чистой совестью мочить неверных. Как с одной стороны, так и с другой. У каждого - своя святая правда.

Касательно именно Рейвенора и Эйзенхорна.
Возможно, дело в том, что Эйзенхорна я читала на работе, в шумной и не слишком дружественной атмосфере. Может быть, я что-то упустила. Может быть, невнимательно читала, но для меня всё же удивительно, что большинству он нравится гораздо больше Рейвенора. Которого я читала давным-давно, но до сих пор помню всю книгу чуть ли не наизусть. Тут же как... Для меня он представляется более цельным и интересным, чётко знающим, что, как и почему. И то, что он находится в кресле, как раз и подчёркивает всю его глубину, ведь он, несмотря на огромный физический ущерб, остаётся человеком больше, чем те, кто в своём теле ходит на двух ногах. Мне больше нравится его противостояние с Молохом. Меня притягивают все эти фатальные судьбоносные вещи, и то, как изначально их связал варп, мне близко и интересно.

Эйзенхорн в этом плане для меня - просто книга. Желаемая, долгожданная... и разочаровавшая, увы. Возможно, стоит перечитать, я не спорю.

2014-07-02 в 07:48 

yo-zhin
Травка, А чего там про Ультрамаринов? Где это было?
Рассказ Макнилла "Последствия" из сборника "Легенды космодесанта". Там вообще примерно половина рассказов очень годная.
Жутко понравился по сюжету "Двенадцать волков" Каунтера, про космических волков собсно) Хотя не очень понравился высокопарный стиль написания.

URL
2014-07-02 в 08:01 

yo-zhin
Далия Кифера, Конечно, каждому свое, у каждого свои собственные впечатления. Я согласен, что Рейвенор, не смотря на отсутствие нормального человеческого тела, мне тоже кажется более человечным. По поведению, эмоциям, чувствам. Со всеми вытекающими последствиями. Может это одна из мелких причин, которые перевешивают мой интерес в сторону Эйзенхорна. Может, мне хочется прожить кусок жизни героя, который чуть менее человек. В положительном смысле: менее подвержен лишним эмоциям, метаниям, более тверд и уверен в себе в достижении целей.
Оу, меня осенило! Может я стараюсь сбежать в книгах от излишества человеческих эмоций, которые меня самого в жизни задолбали, от которых я устал)

URL
2014-07-02 в 09:25 

Травка
Эстетика. Самосознание. Гибель.
Отличный вывод.

2014-07-02 в 09:39 

yo-zhin
Травка, это ты про "осенило"?))

URL
2014-07-02 в 09:53 

Травка
Эстетика. Самосознание. Гибель.
yo-zhin, ага)

2014-07-02 в 10:13 

yo-zhin
Травка, для самого сюрприз) Но когда вдумался, понял, что это черт возьми правда) Я кстати наверное по той же причине последнее время почти не смотрю всяческие фильмы про чуйвства, драмы, и прочее. Только сайфай, только боевички)) Чтоб не думать.
"Думать - тупо" (с)

URL
2014-07-02 в 23:34 

Травка
Эстетика. Самосознание. Гибель.
yo-zhin, мне наоборот кажется, что все эмоции, которые я излучаю, я показываю только потому, что мне кажется, что от меня ждут их, или предполагается, что я их должна излучить, что они не мои. А своих у меня очень-очень мало.

2014-07-03 в 07:39 

yo-zhin
Травка, ну это ничего необычного мне кажется. Эмоции - один из способов общения. А общение мы выбираем в зависимости от того, с кем общаемся. Я тоже в разной компании разный. А один вообще никакой xD

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Правильный блог

главная